Определение Конституционного Суда РФ от 16 мая 2024 г. N 1122-О
Конституционный Суд РФ отказался принимать к рассмотрению жалобу многодетной семьи из Подмосковья, которую власти отказались ставить на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка. Отказ - с законностью которого согласились и суды, в том числе Верховный Суд РФ, - был мотивирован тем, что ранее (но после вступления в силу подмосковного закона о предоставлении земли многодетным) отец семейства продал два своих участка.
Многодетные родители указали на один нюанс, который, по их мнению, ни законодательство, ни суды не учли, - спорные участки были проданы отцом семейства до того, как он стал отцом 4 детей и семья получила статус многодетной. Кроме того, сам по себе сформулированный законодательством запрет является пожизненным, - и если кто-то из родителей когда-то продал имевшийся у него участок земли (даже до создания семьи), то семья уже не вправе рассчитывать на "земельную" поддержку государства, что представляется не соответствующим Конституции РФ.
На суды общей юрисдикции этот аргумент не произвел впечатления - они отметили, что правовое значение в спорном случае имеет не дата приобретения семьей статуса многодетной, и не дата регистрации брака между супругами, а отсутствие факта отчуждения кем-либо из членов семьи принадлежащих им на праве собственности земельных участков со дня вступления в силу упомянутого подмосковного закона, то есть после 15 июня 2011 года.
Конституционный Суд РФ также не заинтересовался жалобой:
- защита семьи, материнства, отцовства и детства, создание условий для достойного воспитания детей в семье отнесены к сфере совместного ведения РФ и ее субъектов (ч. 1 ст. 38, п. "ж.1" ч. 1 ст. 72, Конституции РФ), поэтому порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по "многодетности" (подп. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ), порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов РФ (п. 2 ст. 39.19 данного Кодекса);
- Конституция РФ не закрепляет конкретные способы и объемы социальной защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Притом что бесплатное предоставление земельных участков Конституцией РФ не гарантируется, разрешение данных вопросов относится к дискреционным полномочиям федерального и регионального законодателя;
- такое условие для выделения многодетной семье бесплатной земли, как отсутствие сделок по отчуждению гражданами земельных участков в течение определенного срока до подачи заявления о постановке на учет в целях предоставления другого земельного участка, предусмотрено Методическими рекомендациями субъектам РФ по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей (приказ от 09.09.2013 N 372, пункт 8);
- установление спорного условия получения земельных участков многодетными семьями бесплатно (об отсутствии сделок по отчуждению земельных участков в период со вступления в силу закона, предусматривающего такое право, до подачи соответствующего заявления) не может расцениваться как не согласующееся с конституционным принципом равенства,
- а значит, и оспариваемое законоположение само по себе не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителей.