21.03.2024 г. г. Орск

Настоящее обобщение проводится в соответствии с планом работы судебного участка №1 Октябрьского района г.Орска Оренбургской области.

Часть 1 ст. 20.25 КоАП РФ предусматривает ответственность за неуплату административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ.

За период с 09.01.2024 года по 29.03.2024 года на судебный участок поступило 192 дело об административном правонарушении, из которых по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ – 51 дела, что составляет 9,79 % от общего количества поступивших дел.

Всего за вышеуказанный период рассмотрено 49 дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.20.25 КоАП РФ, из которых: 2 дела возвращены для устранения недостатков.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного в ст. 20.25 КоАП РФ, являются общественный порядок и общественная безопасность.

Объективная сторона правонарушения состоит в том, виновный не уплачивает в срок, предусмотренный в ст. 32.2 КоАП, административный штраф, назначенный ему в качестве административного наказания. Данное правонарушения совершается путем бездействия. Оно считается совершенным с момента истечения срока уплаты штрафа. ВС разъяснил, что дело об АП предусмотренного в ч. 1 ст. 20.25, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате штрафа, может быть возбуждено по истечении 60 дней со дня вступления в законную силу постановления о наложении штрафа либо со дня истечения срока отсрочки (рассрочки) предусмотренных ст. 31.5. Эти дела рассматриваются судьей в сроки, установленные в ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки исполнения постановления, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.

Согласно ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со срока, указанного в ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, его учреждения, структурного подразделения или территориального органа, а также иного государственного органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Копия протокола об административном правонарушении направляется судье в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Таким образом, судья после истечения срока на добровольное исполнение административного наказания в виде штрафа направляет судебному приставу-исполнителю копию вынесенного постановления о привлечении к административной ответственности, для исполнения.

Субъектом анализируемого административного правонарушения являются юридические лица и вменяемые физические лица, достигшие 16-летнего возраста.

Субъективная сторона анализируемого правонарушения характеризуется лишь прямым умыслом.

По ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ подвергнуто к административному наказанию 49 лицо. Административное наказание в виде штрафа назначено 47 лицам, в виде административного ареста - 2 лицам.

Из 49 лиц, привлеченных к административной ответственности по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ – 3 юридических лица, 5 лиц женского пола, остальную часть занимают лица мужского пола.

Анализ изученных дел показывает, что мировым судьей административное наказание, предусмотренное ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, назначается в соответствии с санкцией данной статьи, согласно которой неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в размере 1000 рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии с ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитывается характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Мировым судьей административный арест за правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, назначен 2 лицам, что составляет 7% от общего количества дел, по которым определено наказание.

В соответствии с положениями ст.ст. 3.1, 3.2., 3.9 КоАП РФ, административный арест как вид административного наказания за неуплату административного штрафа назначается только судом в исключительных случаях при соблюдении ряда процессуальных гарантий. Административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, посягает на общественный порядок, необходимость соблюдения и охраны которого, в том числе в соответствии с административным законодательством, вытекает непосредственно из обязанности граждан соблюдать Конституцию РФ.

Назначение административного наказания за совершение данного правонарушения должно быть максимально индивидуализировано в отношении каждого правонарушителя с учетом положений ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ.

Основные мотивы, которые приводились судьями в обоснование принятого решения о назначении наказания в виде административного ареста, следующее: повторное совершение административного правонарушения, неоднократное привлечение к административной ответственности, неплатежеспособность лица, привлекаемого к административной ответственности.

При решении вопроса о наказании необходимо иметь в виду, что факт привлечения лица к административной ответственности в соответствии с постановлением, по которому им не уплачен штраф, не является повторным совершением административного правонарушения и не может учитываться в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность. Отягчающим административную ответственность обстоятельством в силу п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ признается совершение однородного административного правонарушения.

Статья 2.9 КоАП РФ предоставляет судье, уполномоченному рассмотреть дело об административном правонарушении, право освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием при малозначительности совершенного правонарушения.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Анализ изученных дел показал, что производство по делам указанной категории в связи с малозначительностью не прекращалось.

Помощник судьи Кормич Л.Н.