Обобщения и стат. отчёты

  • Обобщение судебной практики по делам о расторжении брака за 2019 год в сравнении с 2018 годом
    Читать

    Споры, которые непосредственно касаются прекращения брачных отношений, как правило, возникают вследствие распада семьи.
    В силу статьи 38 Конституции Российской Федерации семья находится под защитой государства. Основным нормативно-правовым актом, регулирующим брачно-семейные отношения на территории Российской Федерации, является Семейный кодекс Российской Федерации. Защита семейных прав осуществляется судом по правилам гражданского судопроизводства.
             Исковые заявления о расторжении брака рассматриваются мировыми судьями соответствующего судебного участка. По общему правилу иски о расторжении брака подаются в суд по месту жительства ответчика в соответствии со статьей 28 Гражданского процессуального кодекса РФ, а также могут быть приняты по ходатайству истца по его месту жительства, если с ним проживают несовершеннолетние дети.

    Расторжение брака производится в судебном порядке при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей, или при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака.

    На начало 2018 года остаток гражданских дел о расторжении брака  супругов составил 6 дел.

    За 2018 год на судебный участок № 1 Октябрьского района г. Орска поступило 62 исковых заявления о расторжении брака супругов, из них: 47 – имеющих несовершеннолетних детей, 15 – не имеющих несовершеннолетних детей. Рассмотрено с удовлетворением исковых требований 52 дела, из них 40 – о расторжении брака супругов, имеющих несовершеннолетних детей, 12 – не имеющих несовершеннолетних детей. Срок на примирение супругам предоставлялся по 5 делам. По 7 гражданским делам производство прекращено в связи с отказом истца от исковых требований. Остаток указанной категории дел на начало 2019 года составил 9 гражданских дел.

    На начало 2019 года остаток гражданских дел о расторжении брака  супругов составил 18 дел.

    За 2019 год на судебный участок № 1 Октябрьского района г. Орска поступило 55 исковых заявления о расторжении брака супругов, из них: 43 – имеющих несовершеннолетних детей, 12 – не имеющих несовершеннолетних детей. Рассмотрено с удовлетворением исковых требований 43 дела, из них 35 – о расторжении брака супругов, имеющих несовершеннолетних детей, 8 – не имеющих несовершеннолетних детей. Срок на примирение супругам предоставлялся по 5 делам. По 8 гражданским делам производство прекращено в связи с отказом истца от исковых требований. 3 исковых заявления оставлены без рассмотрения. Остаток указанной категории дел на начало 2020 года составил 9 гражданских дел.

    Таким образом, анализируя вышеприведенные показатели, стоит отметить, что количество поступивших и рассмотренных гражданских дел о расторжении брака за 2018 год в сравнении с 2019 годом незначительно снизилось.

    Следует подчеркнуть, что расторжение брака производится судом не ранее истечение месяца со дня подачи супругами заявления.
    Согласно ст.22 Семейного кодекса РФ, расторжение брака в судебном порядке производится, если судом установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи невозможны. При рассмотрении дела о расторжении брака, при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака суд вправе принять меры к примирению супругов и вправе отложить разбирательство дела, назначив супругам срок для примирения в пределах трех месяцев. Расторжение брака производится, если меры по примирению супругов оказались безрезультатными и супруги (один из них) настаивают на расторжении брака.

    Однако данным правом на примирение стороны все реже желают воспользоваться, решительно настроены на расторжение брака. Настораживает и тот факт, что больше половины супружеских пар, обратившихся в суд за разводом, прожили совместно совсем немного от 1 года до пяти лет. Сложность данной категории дел заключается прежде всего в том, что зачастую разводящиеся супруги полны взаимных обид друг на друга, упреков и ненависти.

    Обычными в судебной практике основаниями для расторжения брака являются систематическое злоупотребление спиртными напитками и жестокое обращение, как с супругой, так и с детьми, постоянные ссоры и скандалы, отсутствие у супруга заработка и возможности содержать семью и несовершеннолетних детей. Второй немаловажной причиной распада семьи является супружеская измена, потеря взаимоуважения и взаимопонимания.

    Безусловно, социально-экономическое и духовное состояние общества оказывает свое влияние на рост количества рассмотренных дел о расторжении брака и на возраст разводящихся супругов, но все же, хочется верить, что деятельность социальных педагогов и психологов в учебных учреждениях по разъяснению основ семейной жизни, положительное влияние оказавшихся рядом в эту минуту близких родственников, даст свои результаты, и из судебной практики исчезнут такие причины подачи исков о расторжении брака, как временный разлад в семье, временное непонимание друг друга, необдуманность своего шага одним из супругов, его минутная слабость и эмоциональный срыв.

     24.03.2020 года

    Помощник мирового судьи Ольшевская В.Ю.


  • Обобщение судебной практики рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст 5.35.1 КоАП РФ
    Читать

    Целью обобщения является получение и анализ статистических данных, характеризующих состояние производства по делам данной категории на судебном участке № 1 Октябрьского района г. Орска.

    Нормы ст. 5.35.1 КоАП РФ предусматривают административную ответственность за неуплату родителем (трудоспособными детьми) без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста (нетрудоспособных родителей), в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства.
                 Таким образом, существенными признаками объективной стороны данного правонарушения являются:

    - период, в течение которого допущен факт неуплаты алиментов;

    - отсутствие уважительных причин для неуплаты алиментов,
    -а также то, что факт неоплаты алиментов допущен в нарушение порядка, предусмотренного решением суда или нотариально удостоверенным соглашением об уплате алиментов.

                В 2019 году на судебный участок № 1 Октябрьского района г.Орска поступило 11 протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 5.35.1 КоАП РФ, по итогам рассмотрения которых 11 лиц признаны виновными в совершении вышеуказанного правонарушения с назначением следующих видов наказаний:

    в виде обязательных работ  - 10 лицам,

    в виде административного ареста – 1 лицу.

                 За аналогичный период 2018 года поступило 14 протоколов об административных правонарушениях вышеуказанной категории, что говорит о незначительном снижении административных правонарушений, предусмотренных ст. 5.35.1 КоАП РФ.

                 Правонарушение, предусмотренное ст. 5.35.1 КоАП РФ, является длящимся, и один из обязательных критериев объективной стороны правонарушения - срок неуплаты алиментов в течение двух и более месяцев с момента возбуждения исполнительного производства.

                 Для привлечения лица к административной ответственности неуплата алиментов должна осуществляться в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов.

                Согласно ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

               Под правильным исполнением судебного акта подразумевается его исполнение в точном соответствии с тем способом и порядком его исполнения, которые определены законодательством и самим судебным актом.
    Согласно ч. 1 ст. 81 Семейного кодекса РФ алиментные платежи должны оплачиваться ежемесячно в полной сумме.


                Неуплата алиментных платежей в установленные сроки, а также оплата не в полном объеме, то есть не в том объеме, который определен судебным актом или нотариально удостоверенным соглашением об уплате алиментов, является неуплатой средств в нарушение судебного акта или указанного соглашения; то есть в нарушение того способа и порядка исполнения, который определен исполнительным документом.
                Таким образом, под нарушением, о котором идет речь в ст. 5.35.1 КоАП РФ могут пониматься нарушения порядка исполнения исполнительного документа, которое выражается в виде неуплаты алиментов в полном объеме, уплаты алиментов не в полном объеме и уплаты алиментов с нарушением сроков их оплаты.
    Неуплата алиментов в полном объеме. При этом последующие действия по погашению задолженности не являются основанием для непривлечения виннового лица к административной ответственности.

                Вместе с тем, факт неоплаты алиментных платежей не является основанием для привлечения к административной ответственности при наличии уважительных причин.
                В качестве уважительных причин, препятствующих привлечению к административной ответственности, может рассматриваться, например, факт нахождения у должника детей, на которых решением суда взысканы алиментные платежи, на его иждивении.

               Анализ складывающейся судебной практики по ст. 5.35.1 КоАП РФ показывает, что мировой судья в качестве уважительных причин неуплаты алиментных платежей не признают отсутствие официального заработка и отсутствие у должника средств на содержание ребенка и другие.

              Правонарушения, предусмотренные ст. 5.35.1 КоАП РФ, уполномочены выявлять должностные лица органов внутренних дел и должностные лица ФССП России (п. 1 и п. 77 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

              Вместе с тем, с учетом специфики состава данного административного правонарушения, предусматривающего исчисление срока неуплаты алиментов с момента возбуждения исполнительного производства, о которым должностные лица органов внутренних дел объективно не могут знать (поскольку исполнительные производства могут находится в производстве только судебных приставов-исполнителей), основную массу данных правонарушений выявляют должностные лица ФССП России.

             Перечень должностных лиц, уполномоченных выявлять данный состав административного правонарушения, предусмотрен в приказе ФССП России от 22.11.2016 N 603.

             На уровне структурных подразделений территориальных органов ФССП России, которые непосредственно ведут исполнительные производства о взыскании алиментных платежей, указанные протоколы составлять имеют право:
    - начальники структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов-старшие судебные приставы, их заместители;

     судебные приставы-исполнители;

    - судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов;
    - должностные лица территориального органа ФССП России, правомочные либо уполномоченные начальником органа дознания территориального органа ФССП России осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

    При выявлении признаков состава административного правонарушения должностное лицо ФССП России возбуждает дело об административном правонарушении путем составления протокола об административном правонарушении.
    Протокол об административном правонарушении составляется с обязательным участием лица, привлекаемого к административной ответственности, поскольку указанный протокол должен быть рассмотрен и решение по нему должно быть принято в день составления протокола.
    В протоколе об административном правонарушении, кроме прочего, должны быть указаны такие обязательные сведения (ст. 28.2 КоАП РФ), как:
    - дата и место его составления;

    - должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
    - сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а именно: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес регистрации и фактического места жительства, реквизиты документа, удостоверяющего личность;

    - фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие;

    - обстоятельства совершения административного правонарушения, а именно: место, время совершения и событие административного правонарушения;
    - часть статьи и статья КоАП РФ, предусматривающие административную ответственность;
    - объяснение физического лица, в отношении которого возбуждено дело.
                 Дела об административных правонарушениях по ст. 5.35.1 КоАП РФ подведомственны мировым судьям (ст. 23.1 КоАП РФ).
                 Санкция ст. 5.35.1 КоАП Российской Федерации предусматривает в качестве наказания в том числе административный арест.
    Согласно п. 23.4 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 дела об административных правонарушениях, влекущих наказание в виде административного ареста, административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства либо обязательных работ, согласно ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ должны рассматриваться в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по такому делу.
    Таким образом, орган, составивший протокол об административном правонарушении, обязан обеспечить доставку лица, в отношении которого составлен протокол, в суд, рассматривающий дело об административном правонарушении. Необеспечение указанной доставки является основанием для возвращения материалов.
                Вместе с протоколом об административном правонарушении в суд, рассматривающий дело, представляются доказательства, подтверждающие наличие состава административного правонарушения, а также вину лица, привлекаемого к административной ответственности.

               Анализ судебной практики показывает, что для доказывания состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.35.1 КоАП РФ, необходимы следующие документы:

    - копия исполнительного документа и копия постановления о возбуждении исполнительного производства (подтверждают факт возбуждения исполнительного производства);
    - документ, подтверждающий ознакомление должника с фактом возбуждения в отношении него исполнительного производства (роспись должника на постановлении о возбуждении исполнительного производства или на документе о доставке в адрес должника указанного постановления);

    - объяснения должника о причинах неоплаты алиментов (подтверждают субъективную сторону состава административного правонарушения, отсутствие уважительности причин неуплаты алиментов);

     иные документы.

                   Анализ положений ст. 25.2, 28.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что участие потерпевшего в производстве по делу об административном правонарушении является его правом, а не обязанностью. И в случае, если потерпевший не воспользовался указанным правом, дело об административном правонарушении должно быть рассмотрено на основании имеющихся материалов. В связи с чем, на судебном участке №1 Октябрьского района г.Орска Оренбургской области в случае неявки потерпевшего в судебное заседание, последний извещается, в случае его отсутствия дело рассматривается без его участия.
                Обобщение судебной практики по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 5.35.1 КоАП РФ показывает, что дела возбуждены и рассмотрены, с соблюдением норм КоАП РФ РФ.

     30.12.2019 года

     Помощник мирового судьи Ольшевская В.Ю.

     


  • Обобщение о практике рассмотрения мировым судьей судебного участка № 1 Октябрьского района г. Орска дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ
    Читать

    Обобщение практики рассмотрения мировым судьей судебного участка № 1 Октябрьского района г. Орска дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.25 КоАП РФ проведено в соответствии с планом работы судебного участка № 1 Октябрьского района г. Орска на второе полугодие 2019 года.

    Целью обобщения является изучение практики рассмотрения мировым судьей судебного участка № 1 Октябрьского района г. Орска дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.25 КоАП РФ, которая предусматривает административную ответственность за неуплату административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом об административных правонарушения Российской Федерации.

    Указанное административное правонарушение влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

    К административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, не привлекаются иностранные граждане и лица без гражданства в случае, если они своевременно не уплатили административный штраф, который был назначен им одновременно с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

    Объектом правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей 20.25, являются общественные отношения в области охраны общественного порядка. Предметом посягательства правонарушения выступают правила исполнения административного наказания, урегулированные ст. 32.2 КоАП РФ (исполнение постановления о наложении административного штрафа).

    Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ выражается в неуплате наложенного административного штрафа в срок, установленный в ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного ч. 1.1 этой статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.

    Согласно ч. 1.1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф, назначенный иностранному гражданину или лицу без гражданства одновременно с административным выдворением за пределы Российской Федерации, должен быть уплачен не позднее следующего дня после дня вступления в законную силу соответствующего постановления по делу об административном правонарушении.

           За исследуемый период на судебный участок № 1 Октябрьского района г. Орска поступило 163 дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, из которых рассмотрено – 163 дела, из них: 7 – направлено по подсудности; 15 – возвращено в орган, составивший протокол об административном правонарушении, для устранения недостатков;  1 – прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, 140 – рассмотрено с назначением наказания лицам, привлеченным к административной ответственности:

    116 лицам – в виде административного штрафа

    21 лицу – в виде административного ареста

    3 лицам – в виде обязательных работ.

    Приходя к выводу о виновности лица в совершении административного правонарушения, суд анализирует собранные  по делу доказательства, даёт им оценку в их совокупности, принимая за основу при вынесении постановления письменные доказательства, которые  собраны с соблюдением процессуальных норм. Суд учитывает, что протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом в отношении надлежащего субъекта административного правоотношения.

    При назначении наказания мировой судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное положение лица, привлекаемого к административной ответственности, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность административную ответственность.

            К обстоятельствам, смягчающим административную ответственность, мировой судья относит признание лицом, привлекаемым к административной ответственности, вины в совершении правонарушения, раскаяние в содеянном, наличие на иждивении несовершеннолетних детей, состояние здоровья.

            К обстоятельствам, отягчающим административную ответственность, мировой судья относит повторное совершение лицом однородного административного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек предусмотренный ст. 4.6 КоАП РФ срок.

    Лицам, не имеющим постоянного места работы, мировой судья считает нецелесообразным назначение наказания в виде административного штрафа, и приходит к выводу о назначении наказания в виде административного ареста либо в виде обязательных работ.

    При наличии у лица постоянного места работы, а также смягчающих наказание обстоятельств, суд чаще всего приходит к выводу о назначении наказания в виде административного штрафа.

           В сравнении с аналогичным периодом 2018 года количественные показатели поступивших и рассмотренных дел об административных правонарушениях снизились не существенно. Так, за 9 месяцев 2018 года на судебном участке № 1 Октябрьского района г. Орска рассмотрено 188 дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, из них: 7 – направлено по подсудности; 66 – возвращено в орган, составивший протокол об административном правонарушении, для устранения недостатков;  2 – прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, 113 – рассмотрено с назначением наказания лицам, привлеченным к административной ответственности:

    Вынесенные мировым судьей постановления по вышеуказанной категории дел в 2018 и 2019 году в апелляционном порядке лицами, привлеченными к административной ответственности, не обжаловались.

     30.09.2019 года

     Помощник мирового судьи Ольшевская В.Ю.


  • Обобщение практики рассмотрения заявлений о выдаче судебных приказов на судебном участке № 1 Октябрьского района г. Орска за первое полугодие 2019 года
    Читать

    В процессе обобщения были изучены определения о возврате заявлений о выдаче судебного приказа, об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа, гражданские дела о выдаче судебного приказа, определения об отмене судебных приказов, вынесенные мировым судьей судебного участка № 1  Октябрьского района г. Орска в первом полугодии 2019 года.

    В соответствии со ст. 121 ГПК РФ судебный приказ определяется как судебное постановление, вынесенное судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества должника по требованиям, предусмотренным ст. 122 ГПК РФ, или размер денежных сумм, подлежащих взысканию, или стоимость движимого имущества, подлежащего истребованию, не превышает пятьсот тысяч рублей.

    Как можно заметить, судебный приказ рассматривается как одно из средств защиты гражданского права, когда требование выражено в денежной сумме.

    Судебный приказ характеризуют определенные черты.

    Во-первых, судебный приказ является разновидностью судеб­ного постановления, выносимого судьей единолично. Он имеет некоторые сходства с судебным решением, но и существенно от­личается от него.

    Судебный приказ отличается от судебного решения по своей юридической силе и содержанию. Решение выносится в результате судебного разбирательства, в котором исследовались доказательства, участвующие в деле лица выступали в судебных прениях и прочее.

    Судебный приказ выносится на основании ознакомления судьи с пред­ставленными документами. Решение не может быть отменено судом, вынесшим его. Судебный приказ может быть отменен тем же судьей, который его вынес, если от должника в десятидневный срок поступят возражения относительно его исполнения. Судебное решение состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютив­ной частей. Судебный приказ - только из вводной и резолютивной частей. Имеются отличия и в исполнении решения суда и судебного приказа. На основании решения, вступившего в законную силу (за исключе­нием случаев немедленного исполнения решений суда), выдается исполнительный лист. Судебный приказ же обладает силой исполнительного до­кумента.

    Во-вторых, судебный приказ выносится без рассмотрения дела по существу на основе письменных документов. Судья не исследу­ет свидетельские показания, заключения эксперта, не заслушивает объяснения сторон. Стороны в приказном производстве называ­ются «взыскатель» и «должник».

    В-третьих, судебный приказ может быть вынесен только по ос­нованиям, указанным в законе. Уже в силу этого мож­но сказать, что судебный приказ скорее исключение из общего пра­вила.

    В-четвертых, для вынесения судебного приказа необходимо на­личие определенных условий:

    - представление взыскателем вместе с заявлением о выдаче судебного приказа документов, подтверждающих заявленное требование;

    - требования, рассматриваемые в порядке приказного производства, должны быть бесспорными, то есть должны быть подтверждены письменными доказательствами, достоверность которых не вызывает сомнений, а также признаваться должником;

    - размер денежной суммы, указываемой в заявлении о выдаче судебного приказа, должен быть определен в твердой денежной сумме и не подлежит пересчету на дату выдачи судебного приказа, а также фактического исполнения денежного обязательства.

    В-пятых, судебный приказ обладает силой исполнительного до­кумента и приводится к исполнению в порядке, установленном для исполнения судебных постановлений.

    Не подлежат рассмотрению в порядке приказного производства требования о возмещении убытков, причиненных неисполнением (ненадлежащим исполнением) договора, о компенсации морального вреда, о расторжении договора, о признании сделки недействительной.

    Исходя из изложенного в статье 121 определения судебного приказа, приказное производство – это упрощенная процессуальная процедура вынесения судебного постановления по предусмотренным законодательством требованиям о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника..

    Статья 122 ГПК РФ предусматривает следующие требования по которым выдается судебный приказ:

    требование основано на нотариально удостоверенной сделке;

    требование основано на сделке, совершенной в простой письменной форме;

    требование основано на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта;

    заявлено требование о взыскании лаиментов на несовершеннолетних детей, не связанное с установлением отцовства, оспариванием отцовства (материнства) или необходимостью привлечения других заинтересованных лиц;

    заявлено требование о взыскании начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы, сумм оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) иных сумм, начисленных работнику, а также иные требования, предусмотренные указанной статьеё.

    В соответствии со ст. 123.1 КАС РФ, судебный приказ - судебный акт, вынесенный судьей единолично на основании заявления по требованию взыскателя о взыскании обязательных платежей.

    Судебный приказ является одновременно исполнительным документом и приводится в исполнение в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

    Так, за вышеуказанный период  мировым судьей судебного участка №1 Октябрьского района г. Орска поступило 1307 заявлений о выдаче судебного приказа, из которых: 1286 заявлений удовлетворены, из них 48 отменены в связи с поступлением от должника возражения, по 21 заявлению в выдаче судебного приказа отказано/возвращено по различным основаниям (в связи с неподсудностью мировому судьей судебного участка № 1 Октябрьского района г. Орска; наличием спора о праве; отсутствием документов, подтверждающих заявленное требование).

    Кроме того, на судебный участок № 1 Октябрьского района г. Орска за указанный период поступило 206 заявлений о выдаче судебного приказа в порядке КАС, из которых: 198 заявлений удовлетворены, из них 11 отменены в связи с поступлением от должника возражения, 8 заявлений возвращены в связи с неподсудностью мировому судье судебного участка № 1 Октябрьского района г. Орска.

     Количественный анализ выданных мировым судьей судебных приказов за первое полугодие 2019 года

    № п/п

    Заявленное требование

    Количество вынесенных судебных приказов

    1

     

    О взыскании алиментов

    11

    2

    О взыскании долга за коммунальные услуги (газ, отопление, электроэнергия и др.)

    733

    3

    О взыскании задолженности по заработной плате

    67

    3

    О взыскании задолженности по арендной плате земельного участка

    4

    4

    О взыскании недоимок по обязательным платежам из налоговых обязательств (КАС)

    198

    5

    О взыскании долга по договорам займа и кредитным обязательствам

    360

    6

     

    Прочие требования

    111

     

     

    Всего:

    1484

     

    Отмена судебного приказа

     По изученным делам требования ст.ст. 126-128 ГПК РФ, а также ст. 123.5-123.6 КАС РФ мировым судьей соблюдается. Все судебные приказы вынесены в установленный законом срок, содержат необходимые сведения и направляются должникам не позднее следующего дня после вынесения.

    В соответствии со ст.128 ГПК РФ должник имеет право в течение десяти дней со дня получения копии судебного приказа направить возражения относительно его исполнения. Дальнейшее движение приказного производства исключается.

               Согласно ст. 123.5 КАС РФ, копия судебного приказа в течение трех дней направляется должнику, который в течение двадцати дней со дня ее направления вправе представить возражения относительно исполнения судебного приказа.

    Получив такие возражения, мировой судья выносит определение об отмене судебного приказа независимо от мотивов возражения, где также разъясняется взыскателю о его праве предъявить соответствующие требования в порядке искового производства. Этим определением заканчивается приказное производство. Копии определения об отмене судебного приказа направляются сторонам не позднее трех дней после дня его вынесения.

    Мотив возражений против выдачи судебного приказа не имеет особого значения, в любом случае судебный приказ подлежит отмене. В определениях взыскателю разъясняется о его праве предъявить соответствующие требования в порядке искового производства.

    Определение об отмене судебного приказа обжалованию в суд второй инстанции не подлежит, поскольку не исключает возможности дальнейшего движения дела, и в законе допустимость такого обжалования не предусмотрена.

                Обобщение судебной практики, за отчетный период показало, что все возражения на судебные приказы были поданы в установленные законом сроки.

                Во всех случаях пропуска для подачи возражения, по заявлению лица пропустившего срок, указавшего причины, признанными судом уважительными, пропущенный срок был восстановлен.

     Выводы:

     1. Обобщение судебной практики за первое полугодие 2019 года показало, что при осуществлении приказного производства мировым судьей соблюдаются нормы процессуального и материального права; в том числе сроки вынесения, выдачи и отмены судебного приказа.

    2. Необоснованных возвратов заявлений, отказов в принятии заявлений о вынесении судебного приказа не выявлено.

     Помощник судьи Ольшевская В.Ю.

     
  • Обобщение о практике рассмотрения дел об административных правонарушениях по ст. 20.21 КоАП РФ за 2018 год
    Читать

    Обобщение практики рассмотрения мировым судьей судебного участка № 1 Октябрьского района г. Орска дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.21 КоАП РФ проведено в соответствии с планом работы судебного участка № 1 Октябрьского района г. Орска на первое полугодие 2019 года.

    Целью обобщения является изучение практики рассмотрения мировым судьей судебного участка № 1 Октябрьского района г. Орска дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.21 КоАП РФ, которая предусматривает административную ответственность за появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность.

           За исследуемый период на судебный участок № 1 Октябрьского района г. Орска рассмотрено 156 дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.21 КоАП РФ в отношении 156 лиц, из которых 139 лицам назначено наказание в виде административного ареста, 17 лицам в виде административного штрафа на общую сумму 8500 рублей, из которых 4000 рублей оплачены добровольно, 9 постановлений на общую сумму 4500 рублей передано на принудительное исполнение в службу судебных приставов по месту жительства лица, привлеченного к административной ответственности.

    Объектом противоправного посягательства, предусмотренного статьей 20.21 КоАП РФ, являются общественный порядок и общественная безопасность, а также здоровье и жизнь людей, которые, появляясь в общественных местах в состоянии сильного опьянения, создают реальную угрозу, как для самих себя, так и для окружающих.

    К общественным местам, где запрещено появление в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, относятся улицы, стадионы, скверы, парки, транспортные средства общего пользования, а также дворы, подъезды, лестничные клетки, лифты жилых домов; зрелищные предприятия (театры, кинотеатры, дворцы культуры); пляжи и т.п.

    Появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, является правонарушением независимо от места употребления спиртных напитков.

           Объективная сторона указанного правонарушения заключается в том, что лицо находится в общественном месте не только в пьяном виде, а оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, в частности, если поведение лица в состоянии опьянения явно нарушает общепризнанные нормы (непристойные высказывания или жесты, грубые выкрики, назойливое приставание к гражданам); нарушитель находится в общественном месте в неприличном виде (грязная, мокрая, расстегнутая одежда, неопрятный внешний вид, вызывающий брезгливость и отвращение); из-за опьянения лицо полностью или в значительной степени утратило способность ориентироваться (бесцельно стоит или бесцельно передвигается с места на место, нарушена координация движений и т.п.; полная беспомощность пьяного (бесчувственное состояние)).

    Субъектом данного административного правонарушения могут быть только граждане.

    Субъективная сторона правонарушения характеризуется либо умыслом, либо неосторожностью.

    При описании правонарушения в постановлении о привлечении к административной ответственности мировой судья  излагает  объективную сторону данного правонарушения, которая преимущественно выражается в нахождении лица в общественном месте в неприличном виде (грязная одежда, неопрятный внешний вид), утрата лицом способности ориентироваться на местности (нарушение координации движения), полная беспомощность пьяного (бесчувственное состояние).

     Приходя к выводу о виновности лица в совершении административного правонарушения, суд анализирует собранные  по делу доказательства, даёт им оценку в их совокупности, принимая за основу при вынесении постановления письменные доказательства, которые  собраны с соблюдением процессуальных норм. Учитывает, что протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом в отношении надлежащего субъекта административного правоотношения, поэтому письменные доказательства не вызывают у суда сомнений в своей объективности и достоверности и дают суду достаточные основания полагать, что лицо находилось в общественном месте в состоянии опьянения.

    При назначении наказания мировой судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, его имущественно положение, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность административную ответственность.

            К обстоятельствам, смягчающим административную ответственность, мировой судья относит признание лицом, привлекаемым к административной ответственности вины, раскаяние в содеянном, наличие на иждивении несовершеннолетних детей, состояние здоровья.

            К обстоятельствам, отягчающим административную ответственность, мировой судья относит повторное совершение лицом однородного административного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек предусмотренный ст. 4.6 КоАП РФ срок.

    Лицам, не имеющим постоянного места работы, мировой судья считает нецелесообразным назначение наказания в виде административного штрафа, и приходит к выводу о назначении наказания в виде административного ареста.

    При наличии у лица постоянного места работы, а также смягчающих наказание обстоятельств, суд чаще всего приходит к выводу о назначении наказания в виде административного штрафа в размере от 500 до 1500 рублей.

           В сравнении с аналогичным периодом 2016 года количественные показатели поступивших и рассмотренных дел об административных правонарушениях снизились не существенно. Так, за 2016 год на судебном участке № 1 Октябрьского района г. Орска рассмотрено 189 дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.21 КоАП РФ в отношении 189 лиц, из которых 189 лицам назначено наказание в виде административного ареста, 26 лицам в виде административного штрафа на общую сумму 13000 рублей, из которых 6500 рублей оплачены добровольно, 13 постановлений на общую сумму 6500 рублей передано на принудительное исполнение в службу судебных приставов по месту жительства лица, привлеченного к административной ответственности.

    Вынесенные мировым судьей постановления по вышеуказанной категории дел в 2016 и 2018 году в апелляционном порядке лицами, привлеченными к административной ответственности, не обжаловались.

     Помощник мирового судьи Ольшевская В.Ю.